Конкурентная борьба: способы и инструменты

Рано или поздно для каждого бизнеса наступает момент, когда его действия попадают под пристальное внимание других игроков рынка. Поэтому, для любой компании очень важно в планировании своей деятельности учитывать не только свои будущие действия (сервис, качество, продажи, реклама и тому подобное), но и действия конкурентов. В условиях рыночной экономики еще ни одному предприятию не удалось избежать конкуренции.

Конкуренция – это борьба между предприятиями, которые действуют в одном сегменте рынка. Целью этой борьбы является занятие лидирующей позиции на данном рынке, привлечение большего числа покупателей, увеличения объема продаж и прибыли. Проще говоря, это борьба за  самое лучшее место под солнцем.

Для победы над оппонентами, фирмы и организации прибегают к различным методам и способам  ведения конкурентной борьбы.

Самый широко распространенный способ вытеснения конкурентов это ценовой или демпинговый метод. Заключается он в том, что предприятие искусственно занижает цены на свой товар. Делается это с целью привлечь большее количество покупателей, переманивая их у конкурентов низкими ценами. Такой способ применяется как фирмами, которые только входят на рынок и пытаются сразу занять определенную его долю, так и существующими лидерами рынка, которые понижают цены ниже рыночных, а порой даже ниже себестоимости товара, только с одной целью выбить с рынка всех мелких игроков. Конечно, так демпинговать могут только крупные предприятия, имеющие значительные резервы и готовые идти на убытки для того, чтобы избавится от всех возможных конкурентов. Такая  стратегия конкурентной борьбы не свойственна странам с развитой экономикой, зато очень широко распространена на территории России и стран СНГ.

Для западного бизнеса более приемлем вариант снижения цены за счет уменьшения себестоимости товара или прочих издержек. Такой метод ценовой конкурентной борьбы это идеальная платформа для долгосрочного развития предприятия. Мало применяется в Российском бизнесе, так как этот метод больше ориентирован на долгосрочную работу. Отечественные бизнесмены больше ориентированы на краткосрочные цели, желая получить всего побольше и желательно сазу.

Так же существуют неценовые методы ведения конкурентной борьбы. Неценовые методы можно условно разделить на две категории добросовестные и недобросовестные.

К недобросовестным методам относят:

  • Промышленный шпионаж.
  • Подделка продукции или воровство товарного знака конкурента.
  • Переманивание специалистов из компании конкурентов.
  • Использование административных ресурсов, подкуп должностных лиц и представителей  правоохранительных органов  для устранения с рынка конкурентов.
  • Рейдерство и поглощение конкурентов.

 

К добросовестным методам неценовой конкурентной борьбы относят:

  1. Повышение качества товаров и услуг.
  2. Допродажное и послепродажное обслуживание, в том числе увеличение гарантийного срока и послегарантийное обслуживание.
  3. Повышение качества обслуживания и ориентированность на клиента.
  4. Увеличение скорости выполнения заказов (поставки товаров, оказания услуг) при неизменном уровне цены.
  5. Конкурентная разведка.

Конкурентная разведка  – это сбор и обработка данных из всевозможных источников для анализа конкурентов на рынке, и принятия управленческих решений, которые позволят предприятию оставаться конкурентоспособным. Проводится в рамках закона и с соблюдением этических норм, что принципиально отличает конкурентную разведку от промышленного шпионажа.

Целями конкурентной разведки является:

- Предоставление информации для принятия управленческих решений.

- Выявление благоприятных возможностей для бизнеса.

- Выявление попыток конкурентов получить информацию о предприятии.

- Определение, как выглядит компания в глазах потребителей (клиентов, заказчиков.)

- Выявление каналов утечки информации.

- Создание и влияние на информационное поле вокруг компании.

Для ведения конкурентной разведки применяются такие источники как:

- СМИ

- сайты конкурентов

- рейтинги

- статистические базы данных (ЕГРЮЛ, ЕГРП и тому подобное).


Печать   E-mail